Учебные проекты по физике на основе компьютерного моделирования разнообразных физических процессов.
По какой траектории полетит шарик для пинг-понга?
Всем, кто хоть раз размахивал ракеткой, очевидно, что не по параболе.
А по какой же тогда кривой? Да вообще непонятно, по какой. А давайте посчитаем!
Сдувает ли спутники "солнечный ветер"?
Может ли маленький метеорит "сбить" Международную космическую станцию?
Вокруг чего, в конце концов, вращается Луна — вокруг Земли или вокруг Солнца?
И чем так страшна "задача трёх тел"?
Физика в школе выглядит такой простой и логичной, а реальный мир наполнен самыми невероятными и необъяснимыми явлениями. Взять хотя бы погоду.
Каким образом у самых простых систем появляется очень сложное поведение? Попробуем исследовать этот процесс на примере нескольких моделей.
Линии напряжённости электрического и магнитного поля часто остаются "вещью в себе" для восьмиклассников. Да и в 10 классе не все ясно понимают, что это и зачем это. Может быть, если мы научимся их строить для самых разнообразных случаев, ореол загадочности улетучится сам собой?
Хотя общая физика и не изучает пьяниц, но моделирование передвижения пьяницы около фонарного столба (случайного блуждания) оказывается очень полезным и интересным. Самым известным приложением таких моделей оказывается, например, изучение броуновского движения. Другими важными приложениями являются изучение диффузии и моделирование длинных полимерных цепочек.
Задачи о перколяции — прекрасный пример использования моделирования для изучения критических явлений. С одной стороны, теоретически (и аналитически) изучать критические процессы в школе едва ли возможно. С другой стороны, моделирование их не требует никаких серьёзных познаний в физике, но позволяет получать довольно интересные результаты.
Хотя молния и представляет собой обычный пробой диэлектрика, на любой фотографии она выглядит достаточно замысловато и живописно. Попробуем смоделировать сложный и хаотичный характер молнии.