Задачи о перколяции — прекрасный пример использования моделирования для изучения критических явлений. С одной стороны, теоретически (и аналитически) изучать критические процессы в школе едва ли возможно. С другой стороны, моделирование их не требует никаких серьёзных познаний в физике, но позволяет получать довольно интересные результаты.
Физика в школе выглядит такой простой и логичной, а реальный мир наполнен самыми невероятными и необъяснимыми явлениями. Взять хотя бы погоду.
Каким образом у самых простых систем появляется очень сложное поведение? Попробуем исследовать этот процесс на примере нескольких моделей.
Как измерить время реакции человека? Очень интересная задачка для семиклассников, только начавших изучать физику. Наглядно демонстрирует все сложности планирования хорошего эксперимента.
Как измерить скорость падения дождевых капель?
Когда смотришь на дождь из окна квартиры, иногда кажется, что капли летят так медленно!
Может, попробовать измерить их скорость?
Почему мокрую бумажную верёвку разорвать легче, чем сухую?
Ученые обратили внимание на то, что единицы длины, времени и массы «приспособлены» к людям и связаны с особенностями планеты Земля, но могут оказаться «неудобными» при контактах с представителями внеземных цивилизаций. Поэтому было предложено в качестве основных механических единиц взять фундаментальные постоянные c ≈ 3∙10^8 м/с, G ≈ 7∙10^−11 Н∙м^2/кг^2 и ħ ≈ 1∙10^−34 Дж∙с. Тогда единицы длины l_P, времени t_P и массы m_P будут производными от этих физических величин и выражаться через них. Такие единицы назвали планковскими.
Экспериментатор Глюк решил оформить стенд о своих научных достижениях. Чтобы сделать красивый заголовок стенда, он выпилил лобзиком буквы из однородного листа тонкой фанеры. Измерив массу некоторых из получившихся букв, Глюк с удивлением обнаружил, что буквы Е и Н имеют одну и ту же массу. У всех букв высота h = 8 см, ширина s = 5 см, а толщина линий d одинакова (рис. 4). Чему равна толщина d?
Почему в марте продолжительность дня меняется быстрее, чем в декабре?
График зависимости объёма тела от температуры в интервале от нуля до t1 представляетс собой параболу, переходящую при t1 в прямую, не являющуюся касательной к параболе.
Как зависит коэффициент теплового расширения этого тела от температуры до точки t1 и после?
Что можно сказать об этом коэффициенте в самой точке t1?