Измерить скорость света при помощи телескопа и часов совсем не сложно. Даже шестиклассник с самым простым телескопом может повторить измерения Олафа Рёмера и определить скорость света с хорошей точностью.
Главной проблемой является длительность проекта, ведь наблюдения нужно проводить с разницей в несколько месяцев.
«Хитрый» продавец на рынке торгует рыбой, взвешивая её на весах, сделанных из палки и верёвки (см. рисунок), причём не обманывает покупателей. Покупателю разрешается взвесить рыбу самому, но при условии, что рыба помещается только на левую чашку весов и не снимается до момента расплаты. Продавец разрешает провести максимум два взвешивания, предоставляя покупателю набор гирь.
Как определить массу понравившейся вам рыбы?
«Коромысло» весов с пустыми чашками занимает горизонтальное положение.
Как измерить время реакции человека? Очень интересная задачка для семиклассников, только начавших изучать физику. Наглядно демонстрирует все сложности планирования хорошего эксперимента.
Четыре одинаковых провода заключены в трубу, идущую с первого на последний этаж здания. Провода выступают из трубы и на первом, и на последнем этажах. На первом провода пронумерованы. Надо проставить эти номера на соответствующих проводах на последнем этаже. У вас есть батарейка, лампочка и коротенький кусочек провода. Как правильно пронумеровать провода и совершить при этом минимальное количество походов на верхний этах?
На столе стояли две полные до краёв кубические :) чашки молока. Пришёл котёнок и опрокинул их. Лужа от первой чашки получилась в восемь раз больше по площади. Во сколько раз выше (или шире) была первая чашка?
Тринадцать одинаковых шестерёнок, оси которых закреплены, сцеплены друг с другом, образуя кольцо. На какой наибольший угол можно повернуть одну из шестерёнок, если каждую из них при неподвижной соседней можно повернуть за счёт погрешности сцепления на угол альфа?
Простой способ изучить теплопроводность для 6-классников.
К достаточно длинной металлической планке (или трубке) через равные промежутки прилепляются одинаковые кусочки пластилина. Затем один конец планки закрепляется, а второй нагревается, например, над пламенем свечи. Через некоторое время кусочки пластилина начинают отваливаться, — сначала ближний к свечке, затем следующий и т.д. Таким образом, фиксируя время падения этих кусочков, можно проследить перемещение градиента температур по планке.