7

Измерение скорости света (метод Фуко)

Можно ли измерить время, за которое свет проходит школьный коридор? Оказывается, можно, и для этого не требуются сверхточные датчики и секундомеры. Метод, предложенный в 1838 году Араго и успешно применённый четверть века спустя Фуко, позволяет измерить скорость света, не выходя из школы.
Вот схема опыта Жана Бернара Леона Фуко, позаимствованная из книги Бернарда Джеффа "Майкельсон и скорость света":


Рис. 3. Установка Фуко.

Класс: 7, 8, 9

Измерение скорости света (метод Рёмера)

Измерить скорость света при помощи телескопа и часов совсем не сложно. Даже шестиклассник с самым простым телескопом может повторить измерения Олафа Рёмера и определить скорость света с хорошей точностью.
Главной проблемой является длительность проекта, ведь наблюдения нужно проводить с разницей в несколько месяцев.

Класс: 6, 7, 8, 9

060301-Кривые весы

Класс: 6, 7, 8
Трудность: 2

«Хитрый» продавец на рынке торгует рыбой, взвешивая её на весах, сделанных из палки и верёвки (см. рисунок), причём не обманывает покупателей. Покупателю разрешается взвесить рыбу самому, но при условии, что рыба помещается только на левую чашку весов и не снимается до момента расплаты. Продавец разрешает провести максимум два взвешивания, предоставляя покупателю набор гирь.
Как определить массу понравившейся вам рыбы?
«Коромысло» весов с пустыми чашками занимает горизонтальное положение.

Подсказка: 
Решение: 

071023-Два дымящих парохода

Класс: 7, 8, 9
Трудность: 1

Один корабль идёт по морю на север с постоянной скоростью 20 узлов, а другой — навстречу ему, на юг, с такой же скоростью. Корабли проходят на очень малом расстоянии друг от друга. Шлейф дыма от первого корабля вытянулся в направлении на запад, а от второго — на северо-запад (см. рисунок). Определите величину и направление скорости ветра.
1 узел = 1 морская миля в час,
1 морская миля = 1852 м.

Подсказка: 
Решение: 

071022-Показания курсографа

Класс: 7, 8, 9
Трудность: 1

На вездеходе установлен курсограф — самописец, записывающий зависимости от времени текущей скорости (верхний график) и направления движения этого вездехода (нижний график). На рисунке показаны такие записи для некоторого маршрута, пройденного вездеходом. Определите с точностью до километра, где (относительно начала пути) вездеход оказался в конце маршрута.

Подсказка: 
Решение: 

071021-Капли на стекле автобуса

Класс: 7, 8, 9
Трудность: 1

Автобус движется с постоянной скоростью u = 60 км/ч, подолгу стоя на остановках. Идёт дождь с ветром. Дождевые капли образовали на боковом стекле автобуса следующую картину (см. рисунок). Скорость и направление ветра не меняются. Какова скорость падения капель дождя v? Что можно сказать о скорости ветра w?
Дорога прямая, автобус не разворачивается.

Подсказка: 
Решение: 

072018-Тормозим на мосту

Класс: 7, 8, 9
Трудность: 2

На длинном прямом шоссе автомобили движутся с постоянной скоростью V_1 всюду, за исключением моста, на котором автомобили движутся с другой постоянной скоростью V_2 . На рисунке изображён график зависимости расстояния l между двумя едущими друг за другом автомобилями от времени t. Найдите скорости V_1 и V_2 , а также длину моста.

Подсказка: 
Решение: 

071020-Зелёная волна

Класс: 7, 8, 9
Трудность: 1

На длинном шоссе на расстоянии 1 км друг от друга установлены светофоры. Красный сигнал каждого светофора горит в течение 30 секунд, зелёный — в течение следующих 30 секунд. При этом все автомобили, движущиеся со скоростью 40 км/ч, проехав один из светофоров на зелёный свет, проезжают без остановки, то есть тоже на зелёный свет, и все следующие светофоры. С какими другими скоростями могут двигаться автомобили, чтобы, проехав один светофор на зелёный свет, далее нигде не останавливаться?

Подсказка: 
Решение: 

092023-По двум конвейерам

Класс: 10, 7, 8, 9
Трудность: 2

В автомобиле спидометр и счётчик пройденного пути регистрируют скорость автомобиля и пройденный им путь относительно поверхности, по которой движется автомобиль. Автомобиль последовательно проехал по двум конвейерам (движущимся дорожкам) длиной L = 500 м каждый. Полотна конвейеров движутся в одну сторону с постоянными скоростями v_1 = 20 км/ч и v_2 = 30 км/ч.

Подсказка: 
Решение: 

071019-Радиолокация в космосе

Класс: 7, 8, 9
Трудность: 1

В межзвёздном пространстве навстречу друг другу двигаются два космических корабля: один со скоростью v_1 = 2 · 10^7 м/с, а второй — со скоростью v_2 = 3 · 10^7 м/с. В некоторый момент времени первый корабль посылает короткий радиосигнал, который отражается от второго и принимается первым кораблём через t = 2,4 с после отправления. Радиосигналы распространяются со скоростью c = 3 · 10^8 м/с, которая не зависит от скорости источника, посылающего сигнал.
Какое расстояние было между кораблями в момент:
1) посылки сигнала?

Подсказка: 
Решение: 
Ленты новостей